Регистрация Вход
Город
Город
Город
Stepan-studio.ru

Stepan-studio.ru

Оригинальная музыка к спектаклям и мюзиклам. Качественная звукорежиссура и стильные аранжировки. Напишите: vk.com/stepan_studio или stepka68@gmail.com
Подробнее
TAGREE digital-агентство

TAGREE digital-агентство

Крутые сайты и веб-сервисы. Комплексное продвижение и поддержка проектов. Позвоните: +7 (499) 350-07-30 или напишите нам: hi@tagree.ru.
Подробнее

Культурный смысл русских народных сказок

 



Великий психолог и философ Карл Юнг говорил: сказка – это кодовый язык, шифр нации. И если она глупит, то нарочно . Потому что должна быть  общедоступной .


Сказок было бесчисленное множество. Но до нас дошли лишь те, которые прошли тщательную проверку временем. Сами посудите:

 

если сказка тысячелетиями передавалась из уст в уста, из поколения в поколение и почти в первозданном виде дошла до нас, людей XXI века,  значит, она несет в себе некое глубокое знание . А это знание, как ни парадоксально звучит, заложено в хорошо известном персонаже – Иване-дураке. Ему почему-то всегда везет. Его за что-то все любят и помогают. И ему достаются все главные призы. В том числе и красавицы царевны. Несмотря на кажущиеся безделье и легкий идиотизм. Почему? На эти вопросы отвечает  кандидат филологических наук, специалист по психологии культуры Марина Князева .


– Марина Леонидовна, всякая сказка начинается с того, что герой отправляется в путь. Куда и зачем идет герой западных сказок, а куда – наш?


– Иностранный сказочный персонаж идет затем, чтобы состояться в этой жизни: получить профессию или найти клад. Это целеустремленный герой с четким вектором движения. Если кто-то попадается ему на пути, он быстро его побеждает и идет дальше к цели. Западный герой хронометрирован: все его время рассчитано так, чтобы он оказался на вершине славы и богатства. В этих сказках заложен механизм выживания западной нации – идея личного преуспевания.


Наш же герой отправляется в путь со странными задачами вроде пойти туда, не знаю куда, чтобы принести то, не знаю что. Либо найти человека глупее себя. Импульс его движения – самопознание. Наш герой всегда отвлекается по пути: то яблоне поможет сбросить плоды, то печи – освободиться от пирогов. Отсутствие целеустремленности при максимальной жалостливости – наша культурная установка.


В русских сказках стоит задача выживания не личного, а «кустового». И поэтому герой помогает всем. А затем ему помогают справиться с серьезной проблемой то медведь, то лисица, то муравей.


Глубинный смысл наших сказок такой:  только соединившись, можно решить проблему . Вот вам механизм русской соборности: русский обретает свое «я» в чужой судьбе.

 



 

– Дурак – это отнюдь не характеристика умственных способностей, – продолжает Марина Леонидовна, – а прежде всего нарицательное русское народное имя. Такое же, как Мужик. И его характерная особенность – склонность к риску, вызванная наплевательским отношением к собственной персоне.


Во многих сказках братья идут выручать кого-либо. И попадают на распутье трех дорог. Умные братья выбирают самое приятное, хорошее для себя – жениться. Встречают прелестных девиц, они их кормят-поят. А в итоге сбрасывают в подвал.


У Ивана нет мысли, что он самый умный. И что он должен получить лучший кусок. Поэтому на распутье он выбирает «направо пойдешь – жизнь потеряешь». И оказывается победителем. Царевна и все царство в придачу – всего лишь побочные эффекты его движения.
Мораль: выигрывает тот, кто больше ставит на кон.


Как правило, Иван в пути встречает старичка. Тот дает ему мудрый совет, которому Иван беспрекословно следует. Это говорит о том, что Иван-дурак обладает даром слушания. Умный же сам все знает, поэтому и гибнет. Знание и сила в сказке расщеплены. Мудрость бездейственна, она накоплена или в старике, или в Царевне-лягушке, или в Коньке-Горбунке. И они передают ее Ивану. То, что выдает себя за ум, – это и есть как раз глупость.


– Всех русских богатырей тоже можно считать дураками, потому что они простодушны, как дети?


– В каком-то смысле да, ведь истинная сила по сказке бесхитростна. Вспомните, богатырь побеждает в схватке, а затем его уничтожают хитрые противники и приписывают себе его победы и получают его награды. Почему? По русской сказке так: сила и хитрость не соединяются. Тот, кто совершает подвиг, не хитрит. Это и есть разгадка формулы «почему дураку везет».


                                          Что ни царь, то больной


– Почему русский царь в сказках всегда немощен и глуп?

 


 

– Этим персонажем сказка поднимает ценность самостоятельности человека. Хороший – значит самостоятельный. А царь зависим от своих подданных, поэтому его все обманывают. Глупый царь инфантилен. Как капризный ребенок, он жесток, недалек и совершает нелепые поступки. Он хочет жениться на девице-красе, но сначала испробует Ивана в кипящей воде. Иван выходит красавцем, а царь сваривается. Потому что Иван прошел все трудности, которые его психически закалили. Поэтому и кипяток ему нипочем. А царь погибает, потому что сказка не любит инфантильных.


– А в другой сказке царь наказан тем, что его дочь – царевна Несмеяна. Дети тут царские при чем? 


– Эта депрессивная девушка – признак наследственного вырождения всех великих царских родов мира. Почему Иван вылечивает Несмеяну? Здесь получается такой обмен – не Иван получает в приз царство и невесту, а царь получает в приз здоровые народные гены. И этот брак спасает царскую семью от вырождения, а страну – от смуты. Это скрытая форма героизма.





– Какая, на ваш взгляд, сказка актуальна сегодня?


– Сказка о правде и кривде, где два мужика поспорили о том, как правильно жить. Сначала, как водится, «социологический опрос» на дороге. Купец так отвечает: «Не обманешь – не продашь». Поп по правде тоже прожить не может. Потом мужики в путь-дорогу отправились. Тот мужик, что по кривде живет, чего-нибудь да и промыслит – то хлебца, то сальца. А правдоискатель – голодный: «Дай кусочек – я тебе все, что хочешь, отдам».


Кривдоискатель дал поесть, но товарищу за это глаз выбил, позже он так же и второго глаза лишил компаньона. А потом рассмеялся и бросил мужика на дороге. Так он доказал правоту кривды –  мы в России сейчас находимся в этой точке . 


Дальше покинутый и обезображенный мужик ползет в лес, встречает старика, который помогает ему прозреть и указывает дерево, на котором собираются духи. Под этим деревом правдоискатель узнает, как вылечить царскую дочь: надо принести Смоленскую икону Божией Матери, которая у одного купца на воротах висит. Наш мужик идет к купцу, честно за три года отрабатывает эту икону, вылечивает дочь, женится, становится царем. Едет он однажды в своей царской карете и видит своего соседа-кривдоискателя. Он так же беден и работает на том же поле. Наш мужик рассказывает ему свою историю. Тот бежит под то же дерево, где живут духи, и те разрывают его на части.


Мораль:  по лжи можно просуществовать, но на своем же низком уровне, а для того, чтобы получить суперприз, надо большое страдание претерпеть и сохранить верность своим убеждениям .


Россия сегодня – как витязь на распутье: налево пойдешь – вернешься в советское прошлое, прямо – пойдешь по колониальному пути развития, направо – станешь самобытной державой. Но при этом выборе нельзя забывать народную мудрость сказки: чем страшнее выбор, чем больше ты готов отдать, тем больше выигрыш.







Источник: http://www.ufostation.net

Поделитесь с друзьями:

 

Комментарии:

Хорошая статейка, спасибо!

Ответить

Ну как мы можем быть понятны иноземцам, если им даже Господь Бог всегда должен, согласно их молитвы, звучащей не иначе, как: "Господи, ДАЙ мне чего я хочу, ибо ты должен мне, потому, что я молюсь тебе!"

Ответить

Большая часть ныне известных т.н. "русских народных сказок" создавалась людьми с университетским образованием, в тиши кабинетов. Ладно, я понимаю когда есть пушкины, и возле их творчества, со временем, образуется туева хуча пушкиноведов, которые устраивают соревнования по интерпретации написанного. Дескать думал то-то, кушал это, поэтому и написал так-то. Послушаешь иных, так создаётся ощущение будто жили они вместе на одной площадке.
.
Но когда люди начинают на основе индивидуального творчества людей с, повторю, университетским образованием, делать далеко идущие выводы о "культурных кодах" всего народа - это либо идиот, либо мошенник.
.
Все эти сказки начали сочиняться, печататься и издаваться в журналах 18 века дворянами для "внутреннего пользования". Причём большая часть этих "сказочников" имела нерусские корни (как правило, немецкие). Яркий пример - Афанасьев.
.
Отсюда у всех этих пушкиноведов изначально "прицел сбит", что называется. Ну какой нормальный человек в ясном уме и твёрдой памяти будет всерьёз писать (или принимать на веру) вот эту хрень:
.
-==--==--==--==--==--==--==--==-
Глубинный смысл наших сказок такой: только соединившись, можно решить проблему. Вот вам механизм русской соборности: русский обретает свое «я» в чужой судьбе...
-==--==--==--==--==--==--==--==-
.
Русский человек всегда был, есть и будет ИНДИВИДУАЛИСТОМ. Какая-такая "соборность"? Это бред. Который, к тому-же, слишком часто используется для политических спекуляций. См, например:
.
"Занимательные политтехнологии"
http://abyrvalg.gorod.tomsk.ru/index-1295843446.php
См: (п.п "Вонючий горошек" и "Соль из битого стекла")
.
Реальность же все эти мифы о "соборности" и "отсутствии мотивации" разрушает на раз. См:
.
"Некоторые особенности коллективной динамики"
http://abyrvalg.gorod.tomsk.ru/index-1308952016.php
.
«Счастливы вместе» или Чего не хочет Гена Букин
http://abyrvalg.gorod.tomsk.ru/index-1320061931.php
.
Ну а вот это классика, да:
.
-==--==--==--==--==--==--==--==-
...царь зависим от своих подданных, поэтому его все обманывают. Глупый царь инфантилен. Как капризный ребенок, он жесток, недалек и совершает нелепые поступки...
-==--==--==--==--==--==--==--==-
.
"Царь-дурак", ага... О чём если и говорят эти "сказочные цари", то только лишь о самих дворянах сочинявших сказки. "Проклятое самодержавие". Здесь необходимо понимать, что в русской имперской элите немцы играли важную административную роль. И, не в последнюю очередь, именно они определяли настроения в дворянстве. Что и проявилось в начале 20-го века в полной мере:
.
-==--==--==--==--==--==--==--==-
Несколько позднее появилась трогательная легенда о какашке на голове русских. Подкупленные или не по уму разгуленные русские интеллигенты в начале ХХ века сей головной убор водрузили на свою голову собственноручно: «у нас царь дурак!» Ходили и радовались. Только жизнь у коронованных какашкой как-то не удалась...
.
"1150 лет вместе или То, что нас объединяет"
http://abyrvalg.gorod.tomsk.ru/index-1318878828.php
-==--==--==--==--==--==--==--==-
.
Евреи же, когда немцев в СССР начального периода заменили, понятное дело, "царь-дурак" развили по полной. Ну и прочие "культурные коды русских сказок". Так что когда будете перечитывать сказанное Мариной Леонидовной, помните сказанное Розановым, который жил как раз в то время:
.
-==--==--==--==--==--==--==--==-
Евреи измыслили себе русского мужичка и носятся с ним как с писаной торбой. А русский мужичок другой. Он грубее и страшнее... (с)

Ответить

С кем ты щас тут разговаривал?

Ответить


Аааааа... Поняяятнооо..... Быдло обыкновенное. А как красиво и умнО начинал.... Да-с... Ну да, откуда шарикову познать всю глубину и мораль человеской мудрости? Это вам, сударь, не кошек душить. Да-с!

Ответить

Ася В. Мой вопрос всё ещё остаётся в силе:
.
http://otello.gorod.tomsk.ru/index-1333077154.php#comment2689480
.
Выложи фотку с ними на файлообменник, а там и посмотрим - нужно дальше с тобой разговаривать или нет.

Ответить

Странная, какая-то болезненная наклонность у Вас прослеживается - флиртовать с пожилыми мужиками. Я не в твоем вкусе, детка. И секс меньшинствами не интересуюсь. Тем более девами 4-х лет отроду.

Ответить

прямо – пойдешь по колониальному пути развития, направо – станешь самобытной державой. Но при этом выборе нельзя забывать народную мудрость сказки: чем страшнее выбор, чем больше ты готов отдать, тем больше выигрыш.
Какой Вы оптимист! А если к выйгрышу, да без Вас - тогда как?
Не хочу прямо и не хочу направо - мой выбор. Хочу чтобы всем в России жилось хорошо и замечательно, а не только Васе, Мише и т.д. Скорее всего - налево!

Ответить

Колобок, сказка о сотворении мира и конце света))

Ответить

"Это целеустремленный герой с четким вектором движения. Если кто-то попадается ему на пути, он быстро его побеждает и идет дальше к цели..."
"Импульс его движения – самопознание. Наш герой всегда отвлекается по пути: то яблоне поможет сбросить плоды, то печи – освободиться от пирогов..."
-
"западный герой" постоянно отслеживает главную целевую установку, как необходимое условие достижения результата - цель "оправдывает" средства, а результат - "самоценность"...
"наш герой" постоянно и плотно наполняет свою деятельность определённым смыслом и содержанием, подчёркивающим сопричастность героя окружающему миру в форме согласованного с ним взаимодействия - смысловое содержание деятельности превалирует над целевой установкой и становится необходимым условием достижения взаимоприемлемого и согласованного результата... правая деятельность ценнее цели и результата...

Ответить

Agent Smith

Все сказки, что наши, что западные - это продукт нового времени. Ничего особенно тайного о душе народа они не говорят, все и так на поверхности.
А вот былины - другое дело.

Ответить

ЛоЛа

может и нового времени..а руский дух в них проглядываетца..сердцем чую..;)

Ответить

Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.